Ольга Вальковская
«Детство, опалённое войной»

Артековцы в Сталинграде

Автор - ученица школы № 21 г. Волгоград



22 июня 1941 г. началась война с Германией. И в июле 1941г. Всесоюзный пионерский лагерь «Артек» был закрыт, ему пришлось эвакуироваться, так как фронт продвигался все дальше и дальше на восток. Война гнала «Артек» с места на место, и одним из прибежищ в 1941 г. стал наш город Сталинград. На уроках истории я впервые узнала о военной судьбе «Артека» и о том, что основным пристанищем в нашем городе для артековцев стало старое здание 21 школы по улице Кронштадской. В эвакуированном «Артеке» были русские, евреи, эстонцы, латыши, литовцы, украинцы, немцы, казахи.

С 26 июня 1941 г. в лагере «Артек» началась первая эвакуация детей в подмосковный санаторий «Мцыри». Но день за днем фронт продвигался на восток и детям было уже небезопасно оставаться в санатории «Мцыри». Поэтому правительством было принято решение - сохранить «Артек» как пионерский лагерь и отправить его в Сталинградскую область. В конце июля 1941г. из города Москвы артековцы отправились по рекам Москве, Оке, Волге до Сталинграда, а затем на автомашинах в станицу Нижне-Чирскую (Примечание www.Suuk.su: По воспоминаниям артековца Алексея Диброва - не на автомашинах, а по железной дороге.), где на берегу Дона в летнем Доме отдыха им были предоставлены помещения. Здесь у артековцев сразу же закипела работа по оборудованию лагеря на новом месте.

В первых же числах ноября берега Дона затянуло кромкой льда и оставаться дальше здесь было нельзя. Переезд был очень сложен, так как по реке шел последний пароход, завершающий летнюю навигацию, и он был загружен боеприпасами для фронта. Но после долгих переговоров начальника лагеря Г.Г. Ястребова с капитаном парохода, дети были довезены до Калача, а затем на автомашинах приехали в Сталинград.

Прибыв в город, они разместились на третьем этаже 21-й школы в Ворошиловском районе. На первых двух этажах этой школы жили дети детских домов, эвакуированных в город с западных территорий страны. Благодаря заботливости врача Анфисы Васильевны Приказчиковой, в лагере за все время не было ни одного серьезного заболевания или случая эпидемии, хотя опасность была: детдомовцы на нижних этажах болели и дизентерией, и тифом, и другими заразными болезнями. По разрешению областных организаций был принят заказ на изготовление для артековцев теплой одежды: стеганых ватных курток, бушлатов и шапок-ушанок, выдали для детей валенки. В лагере поддерживалась чистота. Халатность и неряшливость строго осуждались и замеченным в этих недостатках выговор делался на линейке перед всем лагерем. На третьем этаже располагались столовая и палаты для мальчиков и девочек. Кроватями служили большие гимнастические маты, которые в другое время служили столами. Сложным делом было купание и стирка белья. На третьем этаже был душ с одним фонтанчиком. Вожатые составляли график купания детей и стирки белья по-отрядно. Ежедневно с хлоркой убирались туалеты, что входило в обязанности дежурного отряда по лагерю.

Жизнь в лагере текла в определенных привычных рамках. Держался весь коллектив «Артека», по словам начальника лагеря Гурия Григорьевича Ястребова, на трех китах: порядок, труд, интернациональная дружба.

В Сталинграде артековцы начали изучать школьную программу. Это было очень сложно, так как русский язык они знали еще плохо, а учебники для них были слишком трудными. В лагере проводились сборы, праздники, издавались стенгазеты. Регулярно читались газеты, сообщались последние известия с фронтов. В столовой на стене висела большая карта СССР, где линия фронта обозначалась красными флажками, и артековцы подолгу рассматривали ее.

В Сталинграде создавались госпитали, так как резко увеличилось количество поступающих раненых в город, а больницы все переполнены. Их надо было быстрее обеспечить постельным бельем, столовой посудой, кухонным инвентарем. По заданию Ворошиловского РКС пионеры «Артека», бригадами по 3-4 человека пошли по закрепленным за лагерем улицам к жителям с просьбой помочь госпиталям. Абсолютное большинство жителей города приняло активное участие в этом. Детям давали не только все необходимое, но и деньги. «Ни разу никто не оскорбил меня недоверием. Тринадцатилетней девчонке отдавали, не задумываясь, последнее», - вспоминает Стася Гончарик.

За лагерем «Артек» закрепили госпиталь военных моряков для проведения культурно-массовых мероприятий. Еженедельно, а иногда и по 2 раза в неделю, пионеры выступали с концертами художественной самодеятельности, в программе которых были народные танцы народов СССР, маленькие инсценировки из произведений Чехова, Горького, сольные номера русских народных, молдавских песен и другое. Хор в лагере состоял из 60 человек. На каждом концерте были его выступления.

Старшие девочки помогали медсестрам выполнять назначение врачей, дежурили у постели тяжело раненых, кормили их, общались с ними, читали им газеты. Часто мальчики и девочки приглашались для подготовки и упаковки посылок, отправляемых на фронт солдатам. Эта работа проводилась в подвальном помещении Универмага. «У всех нас было одно неугасающее желание: помочь фронту, Родине в тяжкий час... Нам очень хотелось помогать взрослым, внести свой вклад в разгром врага», - писала Тамара Афанасьевна Ткаченко.

26 декабря старших ребят-артековцев приняли в комсомол. Навсегда остался в памяти этот день, когда в Сталинградском Горкоме Комсомола им вручили комсомольские билеты. 20 января 1942 г. в лагере была создана первичная комсомольская организация.

С приближением весны артековцы все острее ощущали и приближение фронта. Город постоянно подвергался бомбежкам вражеской авиацией, в основном в ночное время, после 23-х часов.

9 мая 1942 г., как записано в дневнике Этхель Аэсма: «Наш лагерь под духовой оркестр шагает последний раз по улицам Сталинграда. Оркестранты из войсковой части, а на тротуарах стоят сталинградцы и машут нам руками».

В мае 1942 г. дети выехали из города Сталинграда в местечко «Серебряные пруды». Ребятам было предоставлено помещение бывшего дома отдыха. Когда дети были в «Серебряных прудах» начальник лагеря Гурий Григорьевич объявил о том, что троих ребят приглашают на антифашистский митинг эстонской молодежи в г. Москве. На митинге детей приняли хорошо. Артековцы выступили по радио. В Эстонии, слушали советское радио и по выступлению Салме (одной из эстонских девочек) поняли, что дети живы. Возвращались из Москвы с митинга под непрерывной бомбежкой, но вернулись все целыми и невредимыми.

Немцы двигались к Сталинграду, и поэтому дальнейшее пребывание лагеря «Артек» здесь стало опасным. 11 сентября 1942 г. артековцы были эвакуированы на север, в Алтайский край, в село Белокуриху. 31 марта 1945 г. из Белокурихи, «Артека на Алтае«, выехали начальник лагеря Г.Г. Ястребов и несколько работников лагеря. Все имущество лагеря было отправлено в Крым, где начал функционировать «Артек» на своей территории у подножья горы Аю-Даг.

За период деятельности «Артека» в эвакуации, в г. Сталинграде и на Алтае были сохранены и приумножены сложившиеся за годы его традиции, формы и методы воспитания у детей коллективизма, дружбы, трудовых навыков, чувства уважения и долга, любви и преданности своей Родине. Артековцами было заработано и перечислено в фонд Красной Армии 117 тыс. рублей.



Закрыть