Наталья Жаромских
Поезда, поезда, не спешите...
Артек 1963 года (газета «Советская Россия» N 117 (12729), четверг, 1 сентября 2005 г.)
![]() |
Подробнее об Артеке |
Голос нашей семьи
«Из всех ты самый молодой,
Ты только начал жить.
Но даже Аю-Даг седой
Успел тебя уж полюбить.
Тебя солнце ласкает нежно,
Тебе волны морские поют,
Что красивее всех ты,
«Прибрежный»,
Адалары салют отдают...»
В октябре 2005-го будет 42 года, как звучит в моей душе эта песня. Я, как и автор статьи «Артековцы —
Чудный крымский октябрь 1963 года. Я тоже семиклассница, тоже училась в артековской
Статья «Артековцы — всегда» подняла из глубин памяти очень многое из того артековского октября. Я читала ее и вспоминала лагеря, куда мы ходили: и «Горный», и «Лазурный», и «Морской». Помню
Для нас, мальчишек и девчонок из никому тогда неведомой Тюменской области, это было незабываемое путешествие: через Москву, где побывали на Красной площади и в Мавзолее, с экскурсиями в Ялту, Севастополь, Симферополь, Алупку, Алушту. В Гурзуф ходили пешком, работали в одном из совхозов два дня на уборке винограда — впервые в жизни мы ели его, сколько хотели. Мы просто жили совершенно другой, незнакомой доселе жизнью.
В гости к артековцам приезжал совсем старенький Маршак, космонавты, делегация индонезийцев — дни были заполнены до отказа. Впервые в Артеке, в открытом
А вечерние костры на берегу моря?! Искры в черное крымское небо, треск лопнувшей гальки — и песни. Выучили их великое множество, до сих пор помню отдельные строчки, куплеты из них: «Карамба, с неба дождик идет проливной», «Какао — на горячем молоке, какао — стакан дрожит в моей руке», «Про кузнечика» и много других, а в конце непременное: «...спокойной ночи, родной Артек».
Самое же главное приобретение артековской смены — друзья. До сих пор храню свой пионерский галстук с написанными на нем пожеланиями. Где вы, друзья? Леша Фофанов из Асино, наш председатель совета отряда; Ира Пышкина из Риги — неужели тоже «негр», а Венера и мальчики из Прибалтики считают ее оккупанткой? Долгое время переписывалась со многими, но постепенно все прервалось. Выросли мальчики и девочки, сейчас мы уже дедушки и бабушки, многие пенсионеры. Даже со своими, тюменскими, связь хотя и позднее, но прервалась. Знаю, что учителем географии работала в Емуртле Галя Дмитриева, врачом хотела стать Люба Федорова из Бердюжья, в Ханты-Мансийске жил Валера Чукомин, наш звеньевой. Дольше всех переписывалась с Надей Долгополовой из г. Осташково: уже по окончании школы, института, после обзаведения семьей прервалась наша переписка.
Не знаю, как другие, но я осталась артековкой на всю жизнь. Закончила Ишимский пединститут и всю жизнь работала учителем в сельской школе, последние 26 лет под Тюменью, в Каскаре. Буквально неделю назад мне исполнилось 55 лет, а на другой день я выпускала свой любимый 11 «Б» — третий выпуск в этой школе, с которым работала 5 лет. «Кто, если не ты?!» — девиз моей жизни, который я старалась привить всем своим ученикам. Быть отзывчивыми, добрыми, неравнодушными, активными в общественной жизни, уметь отстаивать свою точку зрения, если прав, и признавать неправоту, если не прав. «Вы справедливая». Это признание учеников — лучшая награда для меня.
Трудно было с последним выпуском: я им — одно, а со всех сторон — другое. Но я очень надеюсь, что совместные экскурсии, поездки в музеи, театры, турслёты, участие в смотрах и конкурсах, обсуждение новинок современной литературы, встречи с ветеранами, ухаживание в течение нескольких лет за памятником погибшим односельчанам и многое другое — все это было не напрасно. В ком-то сейчас, в ком-то позднее прорастут посеянные мной семена.
Собрать бы всех бывших артековцев на Красной площади, у Мавзолея вождя, посмотреть друг другу в глаза и спросить: «Кем ты стал после испытаний, навязанных твоей стране, на чьей ты стороне? Что ты сделал сейчас, чтобы снова души стали счастливыми и беззаботными, какими были мы?»
А в глубине души живет фантастическое желание: снова оказаться там, у подножья Аю-Дага, увидеть Адалары, море. Разумом понимаю, что невозможно: это другое государство, другой мир, а Артек совсем не тот, что 42 года назад. И только я — «артековка навсегда!»
«Поезда, поезда, не спешите,
Не берите такой вы разбег,
Поезда, поезда, разрешите
Еще раз посмотреть на Артек!»
Спасибо Е.Польгуевой и ее статье — я снова взглянула на Артек.
Наталья Петровна ЖАРОМСКИХ (ХОХЛОВА)
• НАВЕРХ